К основному контенту

Незлобный критик представляет Грегори Дэвид Робертс «Шантарам» (18+)


Грегори Дэвид Робертс «Шантарам» (18+)
        Как?!?  Вы ещё не читали этот бестселлер??? Пора присоединиться к многомиллионной армии его поклонников и злопыхателей. Эта книга или вызывает восторг, или осуждается с пеной у рта. Но равнодушных нет. Это точно.
      Первое, что может оттолкнуть потенциального читателя, - это размер книги. Куда сегодняшнему среднестатистическому обывателю до романов уровня «Войны и мира» или «Саги о Форсайтах»? А вот читатель с опытом просто обязан взяться за эти 850 с лишним страниц.
     Второе условие для понимания этой книги – читатель должен быть думающим, или, как говорил С.Маршак, талантливым. Наверняка абсолютное большинство в лучшем случае читает по диагонали многочисленные философские рассуждения, в худшем – вообще пролистывает их. А ведь в них и есть соль этой книги, её главная идея и смысл. Мысли героев можно разбирать на цитаты и составить из них целый блокнот мудрости. Практически нет ни одной стороны жизни человека, над которой не поразмышлял бы автор: жизнь и смерть, земля и родина, закон и власть, преступление и наказание, война и мир, любовь и ненависть и т.д. и т.п.
      По сути, сюжет книги представляет собой поиски героем самого себя. Поиски сложные, мучительные, поэтому так долго, так тяжело продирается он через дебри своих воспоминаний, сомнений, тревог и надежд. Поэтому столько много мест действия – от Австралии до Африки, поэтому столько много героев, что путаешься в именах и связях, – разных возрастов, национальностей, религиозных взглядов.
    Герой ищет своё место в этом мире, но разве можно найти себя, если отказался от своего имени, семьи, родины? Осуждённый на 20 лет, герой бежит из тюрьмы к себе новому в другую жизнь и чужую страну. Имя этой стране – Индия.
     О, что мы такого особенного знаем об Индии? А вот на страницах книги она предстаёт во всей красе: с песнями и танцами, чужими для нас языками, традициями и обычаями, и, конечно, с людьми. Как кипящий котёл, видим мы Бомбей, наполненный представителями чуть ли не каждой национальности мира, но несомненная любовь автора – индийцы. Один из героев говорит: «Здесь миллиард жителей и две сотни языков. Поэтому мы и держимся, что живём сердцем. Именно наше сердце удерживает нас вместе. Ни в одной другой стране не такого народа, как наш.  Нигде нет такого сердца, как индийское».
     В глухой деревне герой получает имя Шантарам («мирный человек») и как бы подсознательно доказывает своей жизнью право носить это имя. Он пытается утвердиться в новом состоянии беглеца- изгнанника в чужой стране и, на удивление, становится своим в любом окружении.
     Фактографичность (адреса, улицы, памятники, имена, события) и реалистичность описания, не лишённая самоиронии и юмора, зашкаливает: тут и роскошь отелей и убогость трущоб, воры и убийцы, легенды Болливуда и воротилы теневого бизнеса, наркоманы и проститутки, и удивительное сообщество городского дна - джхопадпатти. Тут и подробное описание ломки настоящего героинового наркомана, и ад бомбейской тюрьмы, и борьба могущественных мафиози, и война в Афганистане, показанная со стороны моджахедов и шахидов, воюющих против русских оккупантов.
       Целую жизнь проживаешь вместе с героем, наблюдаешь, как он пытается «создать новый мир любви, заменяющий прежний», тот, который он потерял, соскользнув с тюремной стены к свободе. И вопреки всякой грязи веришь вместе с ним в любовь, в дружбу, в порядочность и благородство. И, конечно, влюбляешься в Индию. Думаю, что для всех прочитавших лучшим героем этой книги остаётся замечательный улыбчивый Прабакер как символ обнимающего весь мир своей любовью индийца.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Сетевая биографическая акция «Человек из моей биографии!» с 25 сентября по 05 октября 2023 года

ГОРОДОК ИМЕНИ ЧЕХОВА    ВИРТУАЛЬНЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ОСТРОШИЦКОГО ГОРОДКА ПРЕДСТАВЛЯЮТ "АНКЕТА УЧАСТНИКА СЕТЕВОЙ АКЦИИ": РЕГИСТРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ ПЛАТФОРМА ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ   Учитель  – это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших профессий, она остаётся нужной и востребованной по сей день. Управление по образованию Минского райисполкома и «Городок имени Чехова: блог школьной библиотеки» ГУО «Острошицко – Городокская средняя школа» предлагает принять участие в сетевой акции «Человек из моей биографии!» и рассказать о своих любимых педагогах, наставниках и учителях.  Учитель идет с нами рука об руку сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг – отдает нам свои знания, вкладывает в нас частицу своей души.    В каждом из нас есть тяга к воспоминаниям — о самом главном, самом святом, что сопровождает нас всю жизнь.    Своего Учителя с большой буквы ученик, как правило, не забыва

Крестьяне Минского уезда в революции 1905-1907 гг.

Сяляне м і нскага павета ў рэвалюцыі 1905-1907 гг.          1905 год. Першая руская рэвалюцыя. Разам з працоўнымі ўсей Расіі на барацьбу з царскім самадзяржаўем узняліся і сялянскія масы Беларусі. У. І. Ленін надаваў выключнае значэнне ўступленню ў рэвалюцыйны рух сялян пад уплывам рабочага класа. Пачатак масавага сялянскага руху ў 1905 годзе ён ацэньвай як паваротны для гісторыі факт. Найбольш распаўсюджанай формай сялянскіх выступленняў былі парубкі памешчыцкіх лясоў, пры гэтым нярэдка адбываліся сутычкі сялян з лясной стражай і паліцыяй. Сяляне адмаўляліся выконваць павіннасці, здымалі з работы ў маёнтках памешчыкаў рабочых і служачых, самавольна пасвілі жывёлу на памешчыцкіх лугах. Асабліва ўзмацніўся сялянскі рух восенню 1905 года. Кастрычніцкая палітычная стачка выклікала новы прыліў рэвалюыі ў вёсцы.         Працяглай была барацьба сялян Астрашыцка-Гарадзецкай воласці. Сяляне секлі лес графа Тышкевіча, адмаўляліся выконваць патрабаванні мясцовых улад, аказвалі   супр

Сетевой марафон "Я - БЕЛОРУС! И ЭТИМ ГОРЖУСЬ!"

  ГОРОДОК ИМЕНИ ЧЕХОВА (ГУО "ОСТРОШИЦКО - ГОРОДОКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА" МИНСКИЙ РАЙОН) Приглашает принять участие в сетевом марафоне “Я – БЕЛОРУС! И ЭТИМ ГОРЖУСЬ!” Сетевая акция посвящена празнованию Дня народного единства в Республике Беларусь РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА УЧАСТНИКА АКЦИИ ПЛАТФОРМА ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ Цель сетевой акции: укрепление идеи национального единства и консолидации белорусского общества; стимулирование творческой активности участников образовательного процесса; повышение престижа творческой деятельности в учреждениях образования. Участники сетевой акции учащиеся, педагоги, родители создают творческие работы отражающие идеи Года мира и созидания и Дня народного единства Республики Беларусь. Задачи сетевой акции: ·         Воспитание чувства преданности и любви к Республике Беларусь. ·          Формирование у детей патриотического сознания через вовлечение в творческую деятельность и высоких духовно-нравственных ценностей.    ·          Содействие развитию творческ