К основному контенту

Незлобный критик представляет Грегори Дэвид Робертс «Шантарам» (18+)


Грегори Дэвид Робертс «Шантарам» (18+)
        Как?!?  Вы ещё не читали этот бестселлер??? Пора присоединиться к многомиллионной армии его поклонников и злопыхателей. Эта книга или вызывает восторг, или осуждается с пеной у рта. Но равнодушных нет. Это точно.
      Первое, что может оттолкнуть потенциального читателя, - это размер книги. Куда сегодняшнему среднестатистическому обывателю до романов уровня «Войны и мира» или «Саги о Форсайтах»? А вот читатель с опытом просто обязан взяться за эти 850 с лишним страниц.
     Второе условие для понимания этой книги – читатель должен быть думающим, или, как говорил С.Маршак, талантливым. Наверняка абсолютное большинство в лучшем случае читает по диагонали многочисленные философские рассуждения, в худшем – вообще пролистывает их. А ведь в них и есть соль этой книги, её главная идея и смысл. Мысли героев можно разбирать на цитаты и составить из них целый блокнот мудрости. Практически нет ни одной стороны жизни человека, над которой не поразмышлял бы автор: жизнь и смерть, земля и родина, закон и власть, преступление и наказание, война и мир, любовь и ненависть и т.д. и т.п.
      По сути, сюжет книги представляет собой поиски героем самого себя. Поиски сложные, мучительные, поэтому так долго, так тяжело продирается он через дебри своих воспоминаний, сомнений, тревог и надежд. Поэтому столько много мест действия – от Австралии до Африки, поэтому столько много героев, что путаешься в именах и связях, – разных возрастов, национальностей, религиозных взглядов.
    Герой ищет своё место в этом мире, но разве можно найти себя, если отказался от своего имени, семьи, родины? Осуждённый на 20 лет, герой бежит из тюрьмы к себе новому в другую жизнь и чужую страну. Имя этой стране – Индия.
     О, что мы такого особенного знаем об Индии? А вот на страницах книги она предстаёт во всей красе: с песнями и танцами, чужими для нас языками, традициями и обычаями, и, конечно, с людьми. Как кипящий котёл, видим мы Бомбей, наполненный представителями чуть ли не каждой национальности мира, но несомненная любовь автора – индийцы. Один из героев говорит: «Здесь миллиард жителей и две сотни языков. Поэтому мы и держимся, что живём сердцем. Именно наше сердце удерживает нас вместе. Ни в одной другой стране не такого народа, как наш.  Нигде нет такого сердца, как индийское».
     В глухой деревне герой получает имя Шантарам («мирный человек») и как бы подсознательно доказывает своей жизнью право носить это имя. Он пытается утвердиться в новом состоянии беглеца- изгнанника в чужой стране и, на удивление, становится своим в любом окружении.
     Фактографичность (адреса, улицы, памятники, имена, события) и реалистичность описания, не лишённая самоиронии и юмора, зашкаливает: тут и роскошь отелей и убогость трущоб, воры и убийцы, легенды Болливуда и воротилы теневого бизнеса, наркоманы и проститутки, и удивительное сообщество городского дна - джхопадпатти. Тут и подробное описание ломки настоящего героинового наркомана, и ад бомбейской тюрьмы, и борьба могущественных мафиози, и война в Афганистане, показанная со стороны моджахедов и шахидов, воюющих против русских оккупантов.
       Целую жизнь проживаешь вместе с героем, наблюдаешь, как он пытается «создать новый мир любви, заменяющий прежний», тот, который он потерял, соскользнув с тюремной стены к свободе. И вопреки всякой грязи веришь вместе с ним в любовь, в дружбу, в порядочность и благородство. И, конечно, влюбляешься в Индию. Думаю, что для всех прочитавших лучшим героем этой книги остаётся замечательный улыбчивый Прабакер как символ обнимающего весь мир своей любовью индийца.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Сетевой марафон "Я - БЕЛОРУС! И ЭТИМ ГОРЖУСЬ!"

  ГОРОДОК ИМЕНИ ЧЕХОВА (ГУО "ОСТРОШИЦКО - ГОРОДОКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА" МИНСКИЙ РАЙОН) Приглашает принять участие в сетевом марафоне “Я – БЕЛОРУС! И ЭТИМ ГОРЖУСЬ!” Сетевая акция посвящена празнованию Дня народного единства в Республике Беларусь РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА УЧАСТНИКА АКЦИИ ПЛАТФОРМА ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ Цель сетевой акции: укрепление идеи национального единства и консолидации белорусского общества; стимулирование творческой активности участников образовательного процесса; повышение престижа творческой деятельности в учреждениях образования. Участники сетевой акции учащиеся, педагоги, родители создают творческие работы отражающие идеи Года мира и созидания и Дня народного единства Республики Беларусь. Задачи сетевой акции: ·         Воспитание чувства преданности и любви к Республике Беларусь. ·          Формирование у детей патриотического сознания через вовлечение в творческую деятельность и высоких духовно-нравственных ценностей.    ·          Содействие развитию творческ

Сетевая биографическая акция «Человек из моей биографии!» с 25 сентября по 05 октября 2023 года

ГОРОДОК ИМЕНИ ЧЕХОВА    ВИРТУАЛЬНЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ОСТРОШИЦКОГО ГОРОДКА ПРЕДСТАВЛЯЮТ "АНКЕТА УЧАСТНИКА СЕТЕВОЙ АКЦИИ": РЕГИСТРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ ПЛАТФОРМА ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ   Учитель  – это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших профессий, она остаётся нужной и востребованной по сей день. Управление по образованию Минского райисполкома и «Городок имени Чехова: блог школьной библиотеки» ГУО «Острошицко – Городокская средняя школа» предлагает принять участие в сетевой акции «Человек из моей биографии!» и рассказать о своих любимых педагогах, наставниках и учителях.  Учитель идет с нами рука об руку сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг – отдает нам свои знания, вкладывает в нас частицу своей души.    В каждом из нас есть тяга к воспоминаниям — о самом главном, самом святом, что сопровождает нас всю жизнь.    Своего Учителя с большой буквы ученик, как правило, не забыва

Крестьяне Минского уезда в революции 1905-1907 гг.

Сяляне м і нскага павета ў рэвалюцыі 1905-1907 гг.          1905 год. Першая руская рэвалюцыя. Разам з працоўнымі ўсей Расіі на барацьбу з царскім самадзяржаўем узняліся і сялянскія масы Беларусі. У. І. Ленін надаваў выключнае значэнне ўступленню ў рэвалюцыйны рух сялян пад уплывам рабочага класа. Пачатак масавага сялянскага руху ў 1905 годзе ён ацэньвай як паваротны для гісторыі факт. Найбольш распаўсюджанай формай сялянскіх выступленняў былі парубкі памешчыцкіх лясоў, пры гэтым нярэдка адбываліся сутычкі сялян з лясной стражай і паліцыяй. Сяляне адмаўляліся выконваць павіннасці, здымалі з работы ў маёнтках памешчыкаў рабочых і служачых, самавольна пасвілі жывёлу на памешчыцкіх лугах. Асабліва ўзмацніўся сялянскі рух восенню 1905 года. Кастрычніцкая палітычная стачка выклікала новы прыліў рэвалюыі ў вёсцы.         Працяглай была барацьба сялян Астрашыцка-Гарадзецкай воласці. Сяляне секлі лес графа Тышкевіча, адмаўляліся выконваць патрабаванні мясцовых улад, аказвалі   супр