К основному контенту

1948 год. Окрестности Острошицкого Городка глазами местных школьников


«В ПОХОДЕ ПО РОДНЫМ МЕСТАМ» -

природоведческая экскурсия по окрестностям 
Острошицкого Городка
учащихся школы в 1948 году
(из юннатского дневника) 

   Острошицкий Городок окружают замечательно красивые, живописные окрестности. Кроме того, что многие места имеют интересное историческое прошлое. Прошлым летом, мы решили совершить экскурсию вокруг нашего озера, имеющего форму полукольца. Мы хотели  еще раз подробно осмотреть местность и собрать гербарий.
   Начали мы поход от детского санатория. Расположен он на возвышенности. По правую сторону от него – лесок, или как его здесь называют «гаек». Часть земли, где растет этот лесок, вклинивается в озеро, образуя полуостров. Спуск полуострова к озеру довольно высок, он является красивейшим местом на всем полуострове. Летом весь он покрыт травой и мхом, как ковром и образует террасу. На ней там-сям разбросаны деревья, одно из них особенно высоко и красиво, спуск возле него имеет форму кресла.

    Оставив позади последнее здание, мы переходим по длинному, перекинувшемуся через озеро мосту. На другом берегу находится еще один корпус санатория. С левой стороны бросается в глаза интересная картина: болотистое место, покрытое кустарником, который в одном месте образует кружок. В его центре небольшая елочка. Она имеет очень красивую форму, на ее стволе сверкает янтарная смола.
         Прямо от моста, по чуть  заметному подъему проходим в ложбинку. С правой ее стороны – склон, покрытый молодыми березками. На этом месте всегда появляется первая земляника.
        Повернув на право, подходим к корпусу. За ним растет очень много разных кустов. Вот распустившийся весной нежно розовый шиповник. Далее белая черемуха, цветущая так пышно, что не видно даже листвы. Вот пышно цветущие кусты сирени и спиреи. Здесь же стоят два каштана, как два стража, охраняющие покой всех кустов и кустиков раскинувшихся у их подножья.
       Идем дальше по дороге, по одну сторону которой раскинулось поле, плавно спускающееся к озеру, обрамленному кустами олешника и орешника, по другую -  лес.

   Дорога приводит нас к большому санаторию. Уже издали мы сквозь деревья видим руины величественных зданий. Они сгорели во время войны. Когда-то все они принадлежали графине Тышкевич. Далее мы видим пруд, на берегу которого, свесив ветви к воде, стоят вербы. Немного дальше, поднявшись по отвесной горе, вступаем в царство виргинской черемухи или «дикого винограда», как его здесь называют. Ею покрыто довольно большое пространство. Весной она покрыта крупными белыми цветами, а к середине лета начинают вызревать темные средней величины ягоды.
     Далее тянется большое  белое поле. Подходим ближе и видим, что это поле больших белых ромашек. При малейшем дуновении ветерка они качают своими белыми с желтой серединкой головками. Таких ромашковых полей здесь несколько. Идем дальше по аллее барбарисовых кустов, перемежающихся с кустами спиреи. Потом следует длинная аллея, сильно испорченная гитлеровцами. Немного сбоку идет небольшая аллейка Волоцких орехов, в наших климатических условиях не вызревающих.
     Посетив все возвышенности, мы спускаемся к озеру. У бывшей лодочной станции очень красиво. Часть озера вклинивается в берег, образуя маленький заливчик, по обеим сторонам которого склонились друг к другу, образуя шатер, вербы. Лодочная пристань на этом месте теперь разрушена. Правее пристани, на  озере, в нескольких метрах от берега находится островок, весь заросший кустами. В давние времена, еще в бытность графини, здесь была беседка. Крепостные крестьяне возили графиню на островок  пить чай.
     Вдоволь налюбовавшись сине  зеленой гладью озера, направляемся дальше. Аллея желтой акации приводит нас прямо к мосту. Уже вечереет. Поднимаемся на гору за мостом. Здесь мы садимся отдохнуть и понаблюдать закат солнца. Перед нами сказочно красивая местность. Направо бархатисто зеленый луг, перерезанный серебристой извилистой ленточкой ручья. Точнее это не ручей, а  сузившаяся речка Усяжа. На лугу пасутся лошади, разбредшееся в живописном беспорядке. Сбоку сидят мальчики пастушки. Все это освещается косыми лучами заходящего солнца.
Солнце садится левее, за вербы на лодочной пристани. Его багрово- красный круг, бросающий вокруг себя начинающие слабеть огненные отсветы, делает вид санатория таинственным и заманчивым. Солнце село. Поднимаемся и идем дальше. Скоро дом.
         Идем все время берегом озера, подходим к гончарному заводу, что расположен напротив «гайка». Это место лежит между озером и прудом, который расположен возле амбулатории. Здесь растут вербы. Откуда же появился этот пруд? Из рассказов местных старожилов известно, что озеро начало было зарастать и жители решили прокопать канал, что бы спустить воду и очистить озеро. Но они не учли огромной силы воды хлынувшей в этот канал. Водопадом была выбита огромная котловина, образовавшая стоячее озеро-пруд. На нем и теперь напоминая старину, плавает островок, заросший камышом. Это  видимо когда-то оторвавшийся кусок берега. Вода, не удержавшаяся в канале, стала заливать окрестности. Нужно было ее остановить. Ни что не помогало. Тогда люди стали забивать сваи и забрасывать между ними мешки с песком. Наконец вода сдалась. Желая укрепить рыхлую платину, начали вбивать в нее колья, из которых и выросли вербы. Вот каково происхождение этого места.
       Последнее, что встретилось нам – это находящаяся сразу за гончарным заводом Замковая гора, имеющая почти правильную четырех угольную форму. Здесь видимо когда - то стоял замок, было это еще при феодализме. Возможно, что когда-то люди таскали на своих плечах песок, что бы насыпать эту гору.
      Осмотрев эту последнюю достопримечательность, мы направились домой. Нами был собран гербарий, и мы в лишний раз убедились в многообразии нашей местной флоры. Проходя мимо бывших  владений графини Тышкевич, мимо Замковой горы мы ясно представляли себе ужасное и тяжелое прошлое крепостного крестьянства, не имеющего возможности любоваться красотами мест их окружающих, не имеющих права ходить по аллеям замка, подходить к зданиям. Теперь все это народное достояние, и мы свободно ступаем по родной земле, наблюдая и изучая ее. 
(Стиль и форма изложения оригинала сохранены)
1948 год. Острошицкий Городок. Учащиеся местной школы решили отправиться в поход. Не самый дальний и не самый сложный. Просто решили обойти свою деревню вокруг и полюбоваться её красотами. Тем более что Острошицкий Городок славился своим озером, а так же графской усадьбой с чудесным парком вокруг да с уникальным каскадом прудов. В ходе экскурсии было решено попутно описать местность и все интересные объекты, встреченные по пути. Многие места, например санаторий, всегда привлекали внимание детского населения местечка. Поход удался. Уложились в один день. Все свои впечатления дети честно зафиксировали в юннатском дневнике. Такая небольшая ученическая тетрадь. Хорошо сохранившаяся. Ничего особенного. Если бы не одно обстоятельство. Через 70 лет после эта тетрадь является, чуть ли не единственным подлинным источником информации о разрушенной в годы войны усадьбе графа Михаила Тышкевича в Острошицком Городке.


Юннатский кружок школы 60-е годы



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Сетевая биографическая акция «Человек из моей биографии!» с 25 сентября по 05 октября 2023 года

ГОРОДОК ИМЕНИ ЧЕХОВА    ВИРТУАЛЬНЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ОСТРОШИЦКОГО ГОРОДКА ПРЕДСТАВЛЯЮТ "АНКЕТА УЧАСТНИКА СЕТЕВОЙ АКЦИИ": РЕГИСТРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ ПЛАТФОРМА ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ   Учитель  – это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших профессий, она остаётся нужной и востребованной по сей день. Управление по образованию Минского райисполкома и «Городок имени Чехова: блог школьной библиотеки» ГУО «Острошицко – Городокская средняя школа» предлагает принять участие в сетевой акции «Человек из моей биографии!» и рассказать о своих любимых педагогах, наставниках и учителях.  Учитель идет с нами рука об руку сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг – отдает нам свои знания, вкладывает в нас частицу своей души.    В каждом из нас есть тяга к воспоминаниям — о самом главном, самом святом, что сопровождает нас всю жизнь.    Своего Учителя с большой буквы ученик, как правило, не забыва

Крестьяне Минского уезда в революции 1905-1907 гг.

Сяляне м і нскага павета ў рэвалюцыі 1905-1907 гг.          1905 год. Першая руская рэвалюцыя. Разам з працоўнымі ўсей Расіі на барацьбу з царскім самадзяржаўем узняліся і сялянскія масы Беларусі. У. І. Ленін надаваў выключнае значэнне ўступленню ў рэвалюцыйны рух сялян пад уплывам рабочага класа. Пачатак масавага сялянскага руху ў 1905 годзе ён ацэньвай як паваротны для гісторыі факт. Найбольш распаўсюджанай формай сялянскіх выступленняў былі парубкі памешчыцкіх лясоў, пры гэтым нярэдка адбываліся сутычкі сялян з лясной стражай і паліцыяй. Сяляне адмаўляліся выконваць павіннасці, здымалі з работы ў маёнтках памешчыкаў рабочых і служачых, самавольна пасвілі жывёлу на памешчыцкіх лугах. Асабліва ўзмацніўся сялянскі рух восенню 1905 года. Кастрычніцкая палітычная стачка выклікала новы прыліў рэвалюыі ў вёсцы.         Працяглай была барацьба сялян Астрашыцка-Гарадзецкай воласці. Сяляне секлі лес графа Тышкевіча, адмаўляліся выконваць патрабаванні мясцовых улад, аказвалі   супр

Сетевой марафон "Я - БЕЛОРУС! И ЭТИМ ГОРЖУСЬ!"

  ГОРОДОК ИМЕНИ ЧЕХОВА (ГУО "ОСТРОШИЦКО - ГОРОДОКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА" МИНСКИЙ РАЙОН) Приглашает принять участие в сетевом марафоне “Я – БЕЛОРУС! И ЭТИМ ГОРЖУСЬ!” Сетевая акция посвящена празнованию Дня народного единства в Республике Беларусь РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА УЧАСТНИКА АКЦИИ ПЛАТФОРМА ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ Цель сетевой акции: укрепление идеи национального единства и консолидации белорусского общества; стимулирование творческой активности участников образовательного процесса; повышение престижа творческой деятельности в учреждениях образования. Участники сетевой акции учащиеся, педагоги, родители создают творческие работы отражающие идеи Года мира и созидания и Дня народного единства Республики Беларусь. Задачи сетевой акции: ·         Воспитание чувства преданности и любви к Республике Беларусь. ·          Формирование у детей патриотического сознания через вовлечение в творческую деятельность и высоких духовно-нравственных ценностей.    ·          Содействие развитию творческ