К основному контенту

Дворцово-парковый ансамбль графов Тышкевичей в местечке Городок Острошицкий Минского уезда в середине Х1Х века


Вольная интерпретация на основе имеющихся 

отрывочных сведений


На территории старой усадьбы граф Михаил Тышкевич задумал построить новую резиденцию в лучших традициях дворцово-паркового искусства середины Х1Х века. Усадьба должна была олицетворять собой мощь и богатство рода Тышкевичей.
Новая усадьба оказалась гораздо «богаче» своей предшественницы. Умелое сочетание построек и окружающего их пейзажа, сделало это место одним из лучших образцов усадебно – парковой архитектуры той эпохи. К проектированию и строительству усадьбы были привлечены лучшие архитекторы того времени, в строительстве и декоре использовались самые передовые технологии и материалы.

Центр композиции – дворец, размещенный на вершине холма. Из окон дворца открывались живописные виды: холмы, поля и озера. С одной стороны, в ложбине у подножья холма раскинулось небольшое озеро с каскадом прудов.


С другой стороны, из окон дворца должна была открываться потрясающая перспектива большого нового озера, строительство которого бы начато на излучине двух рек в местечке Городок.


Не стоит забывать, что детство свое граф Михаил провёл в Прибалтике, в Палангском имении на берегу Балтийского моря и водная стихия увлекала его с неимоверной силой. Тоска по морю ощущается во всем этом грандиозном проекте строительства новой водной системы в своем имении.


Можно с уверенностью утверждать, что за образец усадьбы было взято Биржайское поместье дяди Ивана (Яна) Тышкевича в пригороде Биржай в Астравасе (Литва). Эта усадьба была построена архитектором Томашем Тышкеком в 1849-1862 годах и располагалась она на берегу уникального озера Ширвена. 


Озеро Ширвена – это самый старинный водоем Литвы площадью 400 га, созданный руками человека на слиянии двух рек. Биржайский дворец очень живописно возвышался на берегу озера, окруженный прекрасным парком с озерцами, искусственными островками, водопадами, каскадами прудов и гротами. Более ста лет назад его обустраивал французский ландшафтный архитектор Эдуард Франсуа Андре, так полюбившийся всему графскому семейству Тышкевичей. Вполне возможно он же создавал проект парка в имении графа Михаила Тышкевича в Городке.



Новый дворец имения Городок представлял собой гармоничный архитектурный ансамбль. Это был целый комплекс зданий и сооружений, связанных единым художественным решением. Он состоял из большого усадебного дома (дворца), флигеля (скарбницы), оранжереи (с ананасарием и теплицами), хозяйственных построек различного назначения. Ансамбль был организован по принципу симметрично-осевой планировки.
Центр композиции – каменный дворец на высоком цоколе. Двухэтажные прямоугольные центральный и два боковых корпуса соединялись между собой одноэтажными проходными галереями. Объем фасадам зданий придавали ризалиты. К ризалиту центрального корпуса была пристроена прямоугольная просторная прихожая с большой террасой на верху. К главному входу вела широкая каменная лестница.

Здания были оштукатурены и покрашены в светло-бежевый цвет. В декоре зданий были широко использованы карнизы, филенки, лепнина. Прямоугольные и арочные окна были украшены фронтонами, гирляндами и другим декором. Дворец был покрыт двухскатной черепичной крышей с небольшими башенками на углах. Центральный и дворовый фасады заканчивались фигурными фронтонами на торцах. На одном из фронтонов высился шпиль с флагом славного рода Тышкевичей.
К одному из зданий дворца была пристроена прямоугольная в плане каркасная со сплошным остеклением оранжерея с ананасарием и тепличными ящиками. Там были представлены различные экзотические растения, привезенные графом Михаилом из путешествий по Египту и Ближнему Востоку. Ананасы, бананы, мандарины, лимоны, помидоры, огурцы и другие растения с успехом выращивались в теплицах графа.
На первом этаже центрального корпуса планировка коридорная. Парадная прихожая вела в просторный холл с лестницей, над которым размещался парадный бальный зал.


Планировка второго этажа имела анфиладный характер (бальный парадный зал, гостиные, столовая, библиотека, кабинеты, архив).


Два боковых корпуса здания были отведены по жилые (спальни, детские) и хозяйственные помещения.
Интерьеры дворца были богато убраны (фигурный дубовый паркет, лепные карнизы, гобелены в золочёных рамах). В парадном зале была представлена богатейшая коллекция старинного оружия. Стены были украшены дубовыми резными панелями, полотняные шпалеры разбавляли величественные интерьеры. Лепной потолок покрыт был росписью. Мебель инкрустирована различными породами дерева. Особое очарование интерьерам придавали многочисленные произведения живописи (картины, портреты), декоративно-прикладного искусства (коллекция фарфора, инкрустированная золотом стеклянная посуда, хрусталь).
В интерьерах дворца присутствовали кафельные фаянсовые печи, украшенные наборным мрамором камины с металлическими геральдическими изображениями.
Во дворце размещалась домашняя римско-католическая часовня. В помещении часовни был фаянсовый и деревянный алтари, амвон богато убранный мрамором.



Рядом с дворцом стоял небольшой флигель или скарбница. Это было одноэтажное прямоугольное в плане каменное здание с гонтовой крышей и высоким каменным крыльцом. Во флигеле хранилась богатейшая коллекция артефактов, собранных графом Михаилом в путешествиях по Египту и Ближнему востоку.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА!

Фотографии взяты из источников сети Интернет:
ССЫЛКА
ИСТОЧНИКИ:
Фонд 147 Опись 3 ед. хр. 17059
"В походе по родным местам: экскурсия по местам Острошицкого Городка учащихся школы в 1948 году" (из юннатского дневника).
"Слоўнік геаграфічны Каралеўства Польскага і іншых славянскіх краёў.- Варшава, 1881 год..- Т. 2.- стр. 818
Страчаная спадчынва/ І. В. Габрусь і інш.- Мн.: Полымя,1998.- 351 с.
Архітэктура Беларусі: Энцыкл. давед./ Беларус.энцекл.; Рэдкал..: А.А. Воінаў.- Мн.: БелЭн, 1993.- 620 с.: іл.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

"Мастер и Маргарита" : цитаты на все времена

Великая книга, в которой переплелись разные времена. Это книга о великом прощении. Спустя почти 2 тысяч лет назад Иисус Христос простил человека (Понтия Пилата) после того, как тот приговорил его к смертной казне. И они вместе, в конце книги, ушли в небо. Также, книга о великой любви. Вечной любви двух влюбленных, которые также ушли "в вечность". Книга о поколении атеизма, которое тогда было. Воланд со своей свитой специально приехал в Москву, чтобы посмотреть на людей. А вывод был такой: люди не изменились!!!! Все помешаны на деньгах, славе, взятках. Никто не верил в высшие силы. И свита их наказывала (трамвай, цирк, взятки!!!  ЭТО ВЕЛИКАЯ КНИГА и все цитаты из книги бессмертные!!!!! ЦИТАТЫ ИЗ «МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ»

"Какого цвета Новый Год?": коллективное творческое дело

ГОРОДОК ИМЕНИ ЧЕХОВА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ « Какого цвета Новый Год ?» :  ( коллективное творческое дело ) С 14 декабря 2024 года по 14 января 2025 года в Минской области на платформе блога « Городок имени Чехова » пройдет сетевая акция « Какого цвета Новый Год ?»:  ( коллективное творческое дело ). ССЫЛКА НА АНКЕТУ УЧАСТНИКА ССЫЛКА НА ИНТЕРАКТИВНЫЙ РЕСУРС . К участию в сетевом проекте приглашаются учащиеся , родители ( официальные представители ), педагоги учреждений образования , другие социальные партнеры . Акция является сетевым мероприятием , направленным на духовно - нравственное просвещение детей и подростков , укрепление духовной традиции отечественной культуры , а также популяризацию христианской культуры в обществе . Сетевая акция « Какого цвета Новый Год ?» ( коллективное творческое дело ) осуществляется в учреждениях образования в рамках реализации плана мероприя...

Сетевая акция "История Великой Победы в судьбе моей семьи. Без срока давности..." ГОД 2025.

  Сетевая акция с республиканским участием «История Великой Победы в судьбе моей семьи. Без срока давности…» ДИПЛОМЫ МОЖНО СКАЧАТЬ ТУТ В одном из выступлений Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко отмечается, что «движущей силой прогресса являются не материальные блага, а патриотизм. Движение вперед невозможно без искренней любви к Родине, земле предков, к своему народу. Патриотизм проявляется не в словах и лозунгах, а в жизненной позиции человека, его повседневных трудах. В том, что он живет не только для себя, но и для своего Отечества. Многое может меняться вокруг нас, но эта истина останется непоколебимой. Патриотизм был, есть и должен оставаться незыблемым постулатом нашей государственности. Это вечная ценность, которая скрепляет поколения». ССЫЛКА НА "АНКЕТА УЧАСТНИКА" ССЫЛКА НА ПЛАТФОРМУ ИНФОРМАЦИОННО - ПРАКТИЧЕСКИЙ И ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ К СЕТЕВОЙ АКЦИИ "ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ В СУДЬБЕ МОЕЙ СЕМЬИ. БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ         ...