К основному контенту

Граф Тышкевич - искатель сокровищ

Граф Михаил Тышкевич аристократ, археолог, искатель приключений

Сегодня мы продолжаем изучение наследия известного аристократического рода Беларуси графов Тышкевичей. Многие представители этого магнатского рода были яркими созидательными личностями 19 века не только нашей страны, но и всей Европы. Нас интересует история рода Тышкевичей с точки зрения изучения истории родного края и восстановления исторической справедливости. Наш родной Острошицкий Городок несколько веков принадлежал представителям этого рода. Жизнь нашего местечка  напрямую зависела от аристократов, которые владели львиной долей пахотных земель вокруг. Две мировые войны и революции ХХ века почти полностью уничтожили память об этой великой фамилии.

Граф Михаил Иосифович Тышкевич
(1828 - 1897)
Сегодня мы будем говорить об очень интересной, незаурядной личности. Красавец, авантюрист, путешественник, заядлый охотник, меценат, археолог, коллекционер, ценитель древностей. Все это один человек - это граф Михаил Иосифович Тышкевич, старший сын Иосифа (Юзефа) Тышкевича.
 Граф Михаил Иосифович Тышкевич прославился во всем мире тем, что был первым белорусским, литовским, польским исследователем Древнего Египта. Причем он не был ни профессиональным историком, ни уж тем более археологом. Скорее всего, это был достаточно эрудированный человек, с богатой фантазией и неуемной жаждой приключений. Судьба наградила графа Михаила интересной биографией, богатой на события, города и страны.
Граф Михаил до последней буквы следовал девизу своих предков «Выбирай то, что ты любишь». Прекрасно образованный, эрудированный, аристократ с активной жизненной позицией. Наделенный от природы тонким эстетическим вкусом в жизни граф Михаил выбирал только самое лучшее: поместья, драгоценности, произведения искусства, развлечения и чего греха таить, женщин. Внешность графа Михаила соответствовала образу героя-искателя приключений. Высокий рост и рыжая окладистая борода. Граф Михаил мог себе позволить не считаться с мнением высшего аристократического общества того времени и жить так, как он считал нужным. В конце своего жизненного пути граф Тышкевич стал очень известным в Европе археологом-египтологом, коллекционером древностей. Он собрал одну из богатейших коллекций произведений искусства, антиквариата.
А начиналось все в Беларуси. Граф Михаил Тышкевич родился 4 декабря 1828 года в родовом поместье отца в Воложине (Минская область Беларусь). В 1848 году окончил гимназию в Вильно (Литва). В 1849 году женился на 19 летней Марии Николаевне Радзивилл (1830-1902). Именно в это время отец отдает ему во владение имение  в Острошицком Городке. Граф Михаил поселился здесь со своей молодой женой.

В то время это было достаточно большое имение около 8500 десятин земли. Местные крестьяне отбывали барщину (23 дня за десятину в год) или платили оброк за арендованную у помещика землю (3 рубля с десятины). Графу Михаилу Тышкевичу принадлежали мукомольные и крупяные производства местечка, а так же винокуренный завод. Лес, в окрестностях Городка, тоже принадлежал Тышкевичам. В 1857 году в Городке  было 27 дворов.




В усадьбе графа Михаила среди обширного парка стоял монументальный каменный дворец. Стараниями графа тут была собрана большая коллекция произведений искусства. За дворцом на протяжении 6 километров раскинулся обширный парк с каскадом прудов и со зверинцем. Дворец сгорел в 1860 году вместе с коллекцией антиквариата. Пришлось графу Михаилу заняться реконструкцией своего поместья. За период с 1860 по 1870 был построен новый дворец. Собственно говоря, это тот самый дворец, который изображен на литографии Наполеона Орды, известного белорусского художника. 

Наполеон Орда


В это же время граф Михаил задумал грандиозный по своему замыслу проект. Граф задумал расчистить у себя в поместье пруды, углубить русло реки, а в местечке Городок на месте слияния двух рек выкопать большое озеро. Он хотел объединить водные системы для того, что бы плавать на яхтах из поместья в местечко. Проект действительно был грандиозный.
Осуществить его, к нашему сожалению, графу Михаилу до конца не удалось. То ли недостаток финансов, то ли другие жизненные обстоятельства помешали графу выполнить задуманное. 
Завершать начатое дело пришлось его супруге Марии Николаевне Тышкевич.

К тому времени, когда началась грандиозная перестройка поместья, граф Михаил со всем своим азартом увлекся новой идеей. Первой и самой большой страстью молодого графа была охота. Об этом было даже написано его современниками во Всеобщей Энциклопедии, в томе 25 за 1867 год (Orgelbrand). 
Жил себе прекрасно граф в своем поместье, охотился, занимался хозяйством и совершенно не помышлял об археологии. И вдруг, задумал граф Михаил отправиться в путешествие по Африке, уж очень хотелось ему поохотиться на львов и крокодилов.

 В 1860 году граф вместе с женой отправляется в первое путешествие. Конечная цель его путешествия удивительная страна Алжир. Граф Михаил провёл там около двух недель. Зрелищная охота на львов и пантер покорила его. Противостояние с экзотической природой Африки впечатлило графа. 



ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
ФОТОМАТЕРИАЛЫ ЗАИМСТВОВАНЫ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Сетевая биографическая акция «Человек из моей биографии!» с 25 сентября по 05 октября 2023 года

ГОРОДОК ИМЕНИ ЧЕХОВА    ВИРТУАЛЬНЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ОСТРОШИЦКОГО ГОРОДКА ПРЕДСТАВЛЯЮТ "АНКЕТА УЧАСТНИКА СЕТЕВОЙ АКЦИИ": РЕГИСТРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ ПЛАТФОРМА ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ   Учитель  – это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших профессий, она остаётся нужной и востребованной по сей день. Управление по образованию Минского райисполкома и «Городок имени Чехова: блог школьной библиотеки» ГУО «Острошицко – Городокская средняя школа» предлагает принять участие в сетевой акции «Человек из моей биографии!» и рассказать о своих любимых педагогах, наставниках и учителях.  Учитель идет с нами рука об руку сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг – отдает нам свои знания, вкладывает в нас частицу своей души.    В каждом из нас есть тяга к воспоминаниям — о самом главном, самом святом, что сопровождает нас всю жизнь.    Своего Учителя с большой буквы ученик, как правило, не забыва

Крестьяне Минского уезда в революции 1905-1907 гг.

Сяляне м і нскага павета ў рэвалюцыі 1905-1907 гг.          1905 год. Першая руская рэвалюцыя. Разам з працоўнымі ўсей Расіі на барацьбу з царскім самадзяржаўем узняліся і сялянскія масы Беларусі. У. І. Ленін надаваў выключнае значэнне ўступленню ў рэвалюцыйны рух сялян пад уплывам рабочага класа. Пачатак масавага сялянскага руху ў 1905 годзе ён ацэньвай як паваротны для гісторыі факт. Найбольш распаўсюджанай формай сялянскіх выступленняў былі парубкі памешчыцкіх лясоў, пры гэтым нярэдка адбываліся сутычкі сялян з лясной стражай і паліцыяй. Сяляне адмаўляліся выконваць павіннасці, здымалі з работы ў маёнтках памешчыкаў рабочых і служачых, самавольна пасвілі жывёлу на памешчыцкіх лугах. Асабліва ўзмацніўся сялянскі рух восенню 1905 года. Кастрычніцкая палітычная стачка выклікала новы прыліў рэвалюыі ў вёсцы.         Працяглай была барацьба сялян Астрашыцка-Гарадзецкай воласці. Сяляне секлі лес графа Тышкевіча, адмаўляліся выконваць патрабаванні мясцовых улад, аказвалі   супр

Сетевой марафон "Я - БЕЛОРУС! И ЭТИМ ГОРЖУСЬ!"

  ГОРОДОК ИМЕНИ ЧЕХОВА (ГУО "ОСТРОШИЦКО - ГОРОДОКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА" МИНСКИЙ РАЙОН) Приглашает принять участие в сетевом марафоне “Я – БЕЛОРУС! И ЭТИМ ГОРЖУСЬ!” Сетевая акция посвящена празнованию Дня народного единства в Республике Беларусь РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА УЧАСТНИКА АКЦИИ ПЛАТФОРМА ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ Цель сетевой акции: укрепление идеи национального единства и консолидации белорусского общества; стимулирование творческой активности участников образовательного процесса; повышение престижа творческой деятельности в учреждениях образования. Участники сетевой акции учащиеся, педагоги, родители создают творческие работы отражающие идеи Года мира и созидания и Дня народного единства Республики Беларусь. Задачи сетевой акции: ·         Воспитание чувства преданности и любви к Республике Беларусь. ·          Формирование у детей патриотического сознания через вовлечение в творческую деятельность и высоких духовно-нравственных ценностей.    ·          Содействие развитию творческ