К основному контенту

Технология «лэпбук» в практике работы нашей школьной библиотеки. Этапы создания и возможности применения

В реалиях сегодняшнего дня нам библиотекарям приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения.


Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме и заинтересовался чтением.

Мы  предлагаем современную интерактивную форму работы с детской книгой, которую используем в своей работе – лэпбук.



Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга, дословно «наколенная книга»). 


Термин был впервые введен Тэмми Дюби, которая использовала данное средство, целиком умещающееся на коленках, для систематизации информации при обучении своих детей дома. Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладушка. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме. В процессе создания такой папки можно закрепить и систематизировать изученный материал, а ее рассматривание позволит быстро освежить в памяти изученные темы.



Лэпбук - это не только отличный способ выполнить самостоятельную исследовательскую работу, но он может быть еще и формой представления итогов проекта. 

Таким образом, можно сказать, что лэпбук - это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.



В нашей библиотеке мы совместно с учителем начальной школы Михалевич Д.В., учащимися и родителями создали такое интерактивное пособие «лэпбук» еще три года назад. Это красочно оформленные интерактивные альбомы «Наши любимые сказки». Посвящены они творчеству И.С. Тургенева. «Сказки И. С. Тургенева». В лэпбуках представлены не только тексты сказок русского писателя, но и творческие работы учащихся: иллюстрации к сказкам, отзывы и сочинения.




Лэпбуки состоят из стационарных и снимающихся элементов. Данные пособия активно используются в нашей библиотеке при проведении литературных часов и внеклассных мероприятий. Ярко оформленные, они вызывают живой и неподдельный интерес у детей. Более подробную информацию можно получить просмотрев видео представление наших лэпбуков.

Как можно самостоятельно сделать лэпбук? С чего начать? 

Работа проходит в несколько этапов:

1.      выбор темы;

2.      обсуждение плана;

3.      создание макета;

4.      изготовление лэпбука;

5.      презентация и использование на уроках

 

1 этап – выбор темы. Это самый главный этап, на котором ставим цель и определяем задачи. Можно выбрать одно литературное произведение. Например, по произведению А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Это может быть обобщение по творчеству писателя. Например, «Сказки А.С. Пушкина», или «Творчество Л.Н. Толстого», или обобщение по разделу учебника и др. Когда вы определились с темой можно переходить к плану.


2 этап - план. Чем можно заполнить лэпбук Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, какие задания будут уместны, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

Лэпбук позволяет каждому ребенку найти и выбрать что-то свое интересное и поделиться своими знаниями с другими. Вот только несколько примеров, как можно и чем можно заполнить лэпбук, как подать необходимую информацию.

«Биография писателя», «Информация о писателе или поэте» Обычно размещается на простом листе или в виде гармошки.

«Вопросы викторины» Это карточки с вопросами по содержанию произведения.

«Литературное лото». Карточки с вопросами и ответами по произведению, или карточки с иллюстрацией и названием произведения, карточки с героями и др.

«Книжки-гармошки с текстами произведений, стихами, загадками». Подходит, если это небольшие по объему произведения.

«Доскажи словечко». Дидактическая игра, в которой надо досказать последнее слово или фразу из отрывка произведения.

«Найди начало или конец». Например, соединить начало и конец пословицы.

«Троечки» или «Выбери правильный ответ». Карточки с заданиями с выбором ответа.

«Узнай по описанию». Отрывок из произведения с описанием героя.

«Волшебный сундучок» («Черный ящик» и т.д.) Нужно догадаться какой предмет в сундучке (конверте), или из сундучка достаются картинки вещей, которые принадлежат герою. Необходимо назвать героя.

«Мозаика». Сейчас очень легко набрать наборы пазлов по многим известным произведениям. Или разрезать картинки, иллюстрации к произведению. А собирать мозаику любят все дети.

«Узнай сказку по иллюстрации». Такое задание любят все дети, с удовольствием отгадывают.

«Кроссворд» Разгадывание кроссвордов – интересное, увлекательное занятие. Дети смогут лучше узнать содержание произведения, вспомнить сюжет и сказочных героев, а также расширить кругозор, увеличить словарный запас, научатся размышлять и быть внимательным

«Загадки» Очень часто можно найти загадки про героев произведения. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Литературные загадки интересны и разнообразны.

«Веселая раскраска» Это привлекает ребят тем, что можно выполнить задание индивидуально, а потом и оставить себе на память, разместить в своей рабочей тетради.

«Ребусы» Разгадывание ребусов – это великолепная возможность в игровой и занимательной форме пополнить словарный запас ребёнка. Ребусы развивают образное мышление, учат ребёнка нестандартно мыслить

«Переводчик». Разгадать зашифрованные слова, шарады, анаграммы.

«Кто больше составит слов» Например, из слова ПРОСТОКВАШИНО.

«Потерянные или найденные вещи» Разместить в конверте картинки с предметами. Узнать, кому принадлежит предмет.

Это лишь маленький перечень заданий, каждый сможет проявить свою выдумку и фантазию. Но на данном этапе нужно постараться не перегрузить, отсечь все малозначительное, оставить существенное, самое интересное. На этом этапе проходит изучение источников информации, осуществляется ее отбор и проведение исследований. Поэтому он занимает значительный отрезок времени.



3 этап – макет. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Вот здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые, начиная от самой простой - текста, до игр и заданий. Все это размещается на разных элементах папки: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п. Делается зарисовка на черновике стандартного формата - листе А-4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.

Элементы могут быть такими:

Кармашки (обычные), фигурные кармашки (корзинки, портфель, банка и т.д.)

Конвертики обычные. Конвертики фигурные.

Вращающиеся круги.

Книжки простые. Книжка-гармошка.

Блокнотик разрезной (по горизонтали). Блокнотик со страницами разной длины.

Лист, сложенный в несколько раз (2, 4).

Полоса, сложенная в несколько раз др.

4 этап – изготовление лэпбука. Для создания лэпбука вам понадобятся такие материалы и инструменты: картонная папка-основа, цветной картон, цветная бумага, любой оформительский материал, декоративные элементы, тематические картинки, ножницы, клей. Все зависит от вашего воображения. Можно воспользоваться готовыми шаблонами конвертов. Шаблон распечатываем, вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. Готовые шаблоны кармашков для лэпбуков можно найти в Интернете (однако оригинальнее пробовать свое). Заполняем все кармашки подобранным информационным материалом. Лэпбук готов! Можно заниматься.

5 этап – презентация лэпбука.

Для детей, которые сами создали лэпбук - это настоящее «сокровище», которое хочется показать, рассмотреть. На уроке это может быть индивидуальная защита проекта. Можно провести игру в группах, организовать викторину, литературный праздник.

Библиотекарь оказывается в роли помощника в работе, одного из источников информации. Но обучающийся получает эту информацию не в виде готовой системы от библиотекаря, а в процессе собственной активности. Библиотекарь не дает готовых знаний, но побуждает к самостоятельному поиску.

 



Применяя интерактивное пособие лэпбук на библиотечных мероприятия, уроках в школе можно выделить положительные стороны этой технологии:

1.      Использование разных форм организации деятельности учащихся (индивидуальной, парной или групповой работа)

2.      Совместная работа с библиотечным активом.

Лэпбук хорош и тем, что к его созданию можно привлечь родителей.

3.      Ручная работа.

Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как вы воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.

4.      Развивающие задания.

Работая, казалось бы, над одной темой, одним заданием, ребята из разных пар и групп очень часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем.

 


По результатам опроса было выявлено, что работа по изготовлению и применению лэпбука очень нравится детям. Повысился читательский интерес, улучшились показатели по смысловому чтению. Обеспечивая системность работы с книгой, используя технологию «Лэпбук», мы имеем возможность наблюдать, что уровень готовности у детей к самостоятельному чтению и отношение к нему неизмеримо повышается.



 

В условиях модернизации образования, нам необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания темы, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. Применяя в своей работе технику создания лэпбука, у вас появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях.

Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача нас как библиотекарей, не только прививать любовь к чнению, но придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

Исходя из наставлений В.А. Сухомлинского, что «чтение…не сводится к умению читать, этим умением оно только начинается», библиотекарь должен стремиться не к чтению ради чтения, а к чтению, как самостоятельной деятельности ребенка в мире книг, с которого и начинается образование. От школьного библиотекаря в значительной мере зависит, полюбят ли дети чтение или останутся равнодушными к литературе, станут ли они друзьями книги и постоянными читателями.

 

По материалам сети Интернет.





 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Сетевая биографическая акция «Человек из моей биографии!» с 25 сентября по 05 октября 2023 года

ГОРОДОК ИМЕНИ ЧЕХОВА    ВИРТУАЛЬНЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ОСТРОШИЦКОГО ГОРОДКА ПРЕДСТАВЛЯЮТ "АНКЕТА УЧАСТНИКА СЕТЕВОЙ АКЦИИ": РЕГИСТРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ ПЛАТФОРМА ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ   Учитель  – это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших профессий, она остаётся нужной и востребованной по сей день. Управление по образованию Минского райисполкома и «Городок имени Чехова: блог школьной библиотеки» ГУО «Острошицко – Городокская средняя школа» предлагает принять участие в сетевой акции «Человек из моей биографии!» и рассказать о своих любимых педагогах, наставниках и учителях.  Учитель идет с нами рука об руку сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг – отдает нам свои знания, вкладывает в нас частицу своей души.    В каждом из нас есть тяга к воспоминаниям — о самом главном, самом святом, что сопровождает нас всю жизнь.    Своего Учителя с большой буквы ученик, как правило, не забыва

Крестьяне Минского уезда в революции 1905-1907 гг.

Сяляне м і нскага павета ў рэвалюцыі 1905-1907 гг.          1905 год. Першая руская рэвалюцыя. Разам з працоўнымі ўсей Расіі на барацьбу з царскім самадзяржаўем узняліся і сялянскія масы Беларусі. У. І. Ленін надаваў выключнае значэнне ўступленню ў рэвалюцыйны рух сялян пад уплывам рабочага класа. Пачатак масавага сялянскага руху ў 1905 годзе ён ацэньвай як паваротны для гісторыі факт. Найбольш распаўсюджанай формай сялянскіх выступленняў былі парубкі памешчыцкіх лясоў, пры гэтым нярэдка адбываліся сутычкі сялян з лясной стражай і паліцыяй. Сяляне адмаўляліся выконваць павіннасці, здымалі з работы ў маёнтках памешчыкаў рабочых і служачых, самавольна пасвілі жывёлу на памешчыцкіх лугах. Асабліва ўзмацніўся сялянскі рух восенню 1905 года. Кастрычніцкая палітычная стачка выклікала новы прыліў рэвалюыі ў вёсцы.         Працяглай была барацьба сялян Астрашыцка-Гарадзецкай воласці. Сяляне секлі лес графа Тышкевіча, адмаўляліся выконваць патрабаванні мясцовых улад, аказвалі   супр

Сетевой марафон "Я - БЕЛОРУС! И ЭТИМ ГОРЖУСЬ!"

  ГОРОДОК ИМЕНИ ЧЕХОВА (ГУО "ОСТРОШИЦКО - ГОРОДОКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА" МИНСКИЙ РАЙОН) Приглашает принять участие в сетевом марафоне “Я – БЕЛОРУС! И ЭТИМ ГОРЖУСЬ!” Сетевая акция посвящена празнованию Дня народного единства в Республике Беларусь РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА УЧАСТНИКА АКЦИИ ПЛАТФОРМА ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ Цель сетевой акции: укрепление идеи национального единства и консолидации белорусского общества; стимулирование творческой активности участников образовательного процесса; повышение престижа творческой деятельности в учреждениях образования. Участники сетевой акции учащиеся, педагоги, родители создают творческие работы отражающие идеи Года мира и созидания и Дня народного единства Республики Беларусь. Задачи сетевой акции: ·         Воспитание чувства преданности и любви к Республике Беларусь. ·          Формирование у детей патриотического сознания через вовлечение в творческую деятельность и высоких духовно-нравственных ценностей.    ·          Содействие развитию творческ