23 апреля в государственном учреждении
образования «Озерцовская средняя школа» (Минский район Минская область)
проходил информационный, районный семинар – практикум для заместителей
руководителей учреждений образования по воспитательной работе. Тема семинара: «Взаимодействие
с законными представителями учащихся. Особенности организации, направления,
современные формы работы».Нашей библиотекой был представлен
инновационный проект модернизации школьной библиотеки "Создание эмоционально
- комфортной развивающей среды в библиотеке как средство формирования гармонично
развитой личности ребенка". Участники семинара ознакомились с системой
работы школьной библиотеки с учащимися и их законными представителями.
Эпиграф:
«Мне всегда казалось, что рай должен быть чем-то вроде библиотеки. Хорхе Луис Борхес
Как бы ни менялось внутренне и внешне современное пространство школы в связи с внедрением новых информационных технологий и Интернета, при слове «библиотека» в сознании возникают следующие образы: тишина, приглушенный свет, стеллажи книг, милая эрудированная женщина – библиотекарь. Хочется окунуться в эту замечательную атмосферу и побыть в ней с пользой. Недаром англичанин Чарльз Лэмб называл присутствие в хорошей библиотеке наслаждением.
Желание находиться в комфортной, дружелюбной среде – мечта любого человека, а уж ребенка и подавно.
Эмоционально - комфортная среда библиотечного пространства играет особую роль в процессе образования, формирования личности, читательского вкуса и интереса. Она определяется через непосредственное окружение личности благоприятной аурой библиотеки, установлением межличностных отношений и контактов с работником библиотеки. Для создания благоприятной библиотечной среды требуется желание и терпение. Организация эмоционально-комфортной среды возможна через изменения целей и задач традиционной библиотечной деятельности и внедрения новых технологий и методик обслуживания.
Все это мы решили реализовать в нашей маленькой библиотеке в феврале прошлого года, когда задумали проект модернизации. Основная задача данного проекта: создание в школе особого эмоционально – комфортного библиотечного пространства, где учащиеся могли бы расширять свой кругозор и проходить сеансы релаксации (то есть могли бы наслаждаться общением с книгой в комфортных условиях). А проще сказать… создание в школе современной библиотеки с сенсорной зоной.
О том, что сенсорные комнаты способствуют снятию стрессов, эмоциональных напряжений и лечению различных нарушений здоровья, давно известно. Подобные помещения оборудованы во многих лечебных учреждениях, школах и детских садах. А вот в школьной библиотеке — впервые. Такая возможность появилась благодаря финансовой поддержке не равнодушных к нашим чаяниям людей. Именно они помогли нам провести капитальный ремонт помещения и приобрести некоторое оборудование. Этот проект один из ярких примеров того, что можно сотворить при большом желании и маленьких финансовых возможностях. Работа проведена колоссальная. Полностью изменено зонирование библиотеки, книжный фонд
сокращен на половину за счет списания ветхих и дублетных изданий. Это позволило нам освободить место для сенсорной зоны.Это своего рода новшество. В школьных библиотеках Минского района… да и Минской области такой библиотеки с сенсорной зоной еще нет нигде. Не всегда в школе есть возможность чисто физически создать отдельную сенсорную комнату (банальная нехватка места). А вот в нашей библиотеке сюда можно прийти в любое время, взять интересную книгу, почитать и отдохнуть.Специальные элементы (сухой дождь и «волшебный ящик с бисером») помогают развивать творческие способности детей, а так же расслаблять, снимать стресс или решать другие психологические проблемы детей.
Для подростков это место – настоящее спасение. Старшеклассники часто с недоверием относятся к взрослым. А библиотека
создает комфортную зону общения со сверстниками. Можно просто зайти, чтобы разгрузить голову после уроков. И 15 минут достаточно, чтобы набраться сил и энергии.
Уникальность нашей сенсорной библиотеки состоит еще в том, что за основу в своей деятельности мы взяли элементы библиотерапии и сказкатерапии. Удивить, впечатлить, заставить думать и мечтать – вот основная цель к которой мы целенаправленно двигаемся.
Библиотека с сенсорной зоной – самое подходящее место для сказочного путешествия. Во-первых, потому что она и вправду похожа на сказочную страну. Тут много таинственного и загадочного, и время летит со сказочной быстротой. Ящик с волшебным бисером (которым можно рисовать) в сенсорной зоне всегда на месте, а «сухой» дождь можно потрогать руками и струйки заплести в косички. Есть еще масса таинственных местечек среди стеллажей, расставленных звездочками, и во всем этом доброжелательном уюте так приятно «утонуть»
Во-вторых, населяют сенсорную библиотеку необычные сказочные герои: целое семейство муми - троллей, а самый добрый и веселый встречает всех на входе. Муми – дол или страна ДОБРА!!!
Это страна, где хорошо и комфортно каждому, где ни кто не кричит и каждый имеет право на самовыражение. Это место – где креатив приветствуется, а вредные привычки искореняются. Это место, где можно уединиться просто так или уединиться с пользой. Это место где можно почитать, поиграть, телефоны и планшеты здесь тоже не запрещаются. Муми –долл – это место где КНИГА ВСЕГДА В ПОЧЕТЕ, НО новые технологии никто не отменяет. Мы за новые технологии!!!
Наличие сетевых акций,
социальных сетей, интерактивных всяких штук и блога Городок имени Чехова тому подтверждение… НООО… Книга у нас все же главная.
Муми – дол – это территория добра, любви и толерантности. Все эти принципы были представлены финской писательницей Туве Янсон в сказочных повестях о муми-троллях. Их то мы и взяли за основу для деятельности обновленной библиотеки «Муми – дол». Тут мы занимаемся МУМИ-ТРОЛЛИНГОМ. Мумитроллинг – это процесс обратный троллингу. То бишь мумитроллинг – это процесс во время, которого человеку нужно говорить только приятные и воодушевляющие вещи и стараться привести его в отличное расположение духа. Искренность и теплота – важные условия правильного мумитроллинга. Муми – дол – это место где ребенку всегда рады!!! И от этого ему очень комфортно у нас!!!
ДОМ, СЕМЬЯ и ЛЮБОВЬ - вот основной принцип жизни в Муми –Долле. На сегодняшний день работа с семьей становится для нас приоритетным направлением деятельности. Взаимодействие библиотеки и семьи – эффективный путь приобщения ребенка к чтению. Наша библиотека стремится помочь семье вырастить ребенка вдумчивым читателем, воспитывать его с помощью книги, дать семьям то объединяющее начало, которое заложено в чтении, подчеркивая значимость книжной мудрости. Читающая семья является связующим звеном библиотеки с обществом.
Приоритетные направления деятельности библиотеки с семьей:
- осуществление акций и различных мероприятий (в том числе и в сети интернет), ориентированных на работу с семьей по воспитанию культуры семейного чтения, развития читательского вкуса; развитию творческого потенциала детей и взрослых.
- повышение компетентности родителей в детском чтении, информируя их о тенденциях развития современной детской литературы.
Среди индивидуальных форм работы преобладают:
- беседы о прочитанных книгах, - консультации
- обзоры новинок литературы по интересующих темах на родительских собраниях. – выступления на родительских собраниях
Родителям во время индивидуальных бесед наша библиотека предлагает информационные листки, дайджесты, памятки по темам: «Как привить ребенку любовь к чтению», «Читаем всей семьей», «Учимся быть родителями», «Научите ребенка любить книгу», «Все начинается с семьи», «Приглашаем на встречу с книжкой».
Среди групповых форм работы библиотеки с семьей приоритетными можно считать - организацию сетевых акций на блоге школьной библиотеки Городок имени Чехова.
В общей сложности за пять лет нашей библиотекой было проведено 11 сетевых акций, в которых приняли участие 1830 человек (детей и взрослых) из различных учреждений образования Республики Беларусь, Российской Федерации и Литовской Республики. Как правило, родители участвуют очень активно в данных мероприятиях помогая детям создавать совершенно уникальные творческие работы рисунки, поделки, видео и аудио ролики.
Сетевые акции «Какого цвета Новый Год?: праздничный переполох» , «Клуб отличников чтения или Лето на 10+», «Трое из Простоквашино или все, все, все», «В волшебном королевстве сказок Г.Х. Андерсена», «Папа, ты самый хороший на свете, лучший отец на огромной планете!» очень яркие примеры взаимодействия и плодотворного сотрудничества библиотеки и семьи. В некоторых акциях, где предусмотрено конкурсное оценивание работ (например: акция ««Какого цвета Новый Год?: праздничный переполох») мы проводили интернет голосование на интерактивном плакате на платформе Padlet среди учащихся, родителей и учителей.
Сегодня на нашем блоге проходит сетевая акция «История Великой Победы в судьбе моей семьи… Без срока давности». Дети вместе с родителями очень активно проводят поисковую работу по выявлению информации о своих родственниках принимавших участие в Великой Отечественной войне.
В заключении хочу сказать, что мы добились поставленной цели. Мы вернули детей в библиотеку. У нас теперь многолюдно и это здорово! Но проект на этом не заканчивается. Самое интересное еще впереди. Главное ведь не красивые стены в библиотеке, главное дети. Их запросы и чаяния, их эмоции и настроения. Главное донести до них все то, что заложено в прекрасных книгах.
Комментарии
Отправить комментарий